Пятница , 21 Сентябрь 2018
Самое читаемое за неделю
Главная » Москва » Строительство тоннелей в Москве
07.09.2012

Строительство тоннелей в Москве

nedvijimostТоннели — важнейший элемент человеческой цивилизации. Без них невозможно представить наше существование, жизнедеятельность городов, обеспечение транспортных и инженерных коммуникаций. Однако сооружение тоннелей-трудоемкий и сложный процесс, во многом еще несовершенный, что сказывается на их качестве.

Строительство тоннелей, как правило, сопровождается разрушительными явлениями на поверхности: трещинами фундаментов стен, просадками домов, улиц, провалами. Это одна из самых трудных проблем. Другая — стыки между блоками. Распространенная сегодня прокладка тоннелей из отдельных железобетонных тюбингов или сегментов, как известно, не гарантирует защиту от проникновения влаги, из-за которой арматура ржавеет и разрушается бетон.

А безосадочное строительство требует дополнительных затрат (чрезвычайно дорогостоящей и сложной технологии) по ликвидации подобных зазоров, которые образуются при блочной обделке. Например, специально устанавливаются инъекционные станции, для заполнения пустоты между грунтом и блоками нагнетается тампонажный раствор, причем далеко не всегда это оправдывается, тем более что он равномерно не распространяется. Но особенный вред на окружающую среду, на гидрогеологические процессы оказывают так называемые спецспособы для закрепления грунтов: искусственное их замораживание, химзакрепление, водопонижение и т. п., что в конечном итоге вызывает опять-таки негативные явления на поверхности земли. При такой технологии улицы перекрываются, движение по ним закрывается, отключаются канализация, водоснабжение, возникают и другие помехи для нормальной жизни горожан, учреждений, предприятий.

Всех этих недостатков лишено было строительство нового коммуникационного тоннеля в самом центре Москвы — под улицей Большая Дмитровка. Это новый этап в тоннелестроении, его уникальность, принципиальная новизна дали себя знать во всем — в самом его строительстве, технике, которая применялась, в его необычных эксплуатационных свойствах и качестве. Строительство. Впервые проложить такой тоннель нам помогли новые технологии и новая проходческая техника — щитовой комплекс «Топаз», спроектированный, разработанный и изготовленный нами.

Это первый в России роторный проходческий щит с герметически закрытой призабойной камерой и пресс-устройством для сооружения тоннеля из монолитного пресс-бетона. Комплексно в стартовом стволе на Страстном бульваре был смонтирован бетоноприготовительный узел, автоматизированный бетонный мини-завод под землей. Везти бетон с завода здесь не годилось — из-за особых требований к бетонной смеси, технологического регламента. В содружестве с учеными «Предприятия Мастер Бетон» были отработаны бетонные смеси специального состава. Когда нужно — пластичные и в то же время твердеющие в заданных режимах. Первоначально по проекту было предусмотрено химзакрепление по всей трассе тоннеля (до 1000 м).

Это означало, что 55 тысяч тонн щавелевой кислоты попало бы в грунт, затем в подземные воды, после чего в Москву-реку и в водозаборы, нанося вред здоровью людей и природе. Кроме того, химзакрепление подняло бы уровень грунтовых вод и затопило подвальные помещения. К сожалению, используемая обычно проходческая техника требует применения этих спецспособов. А «Топаз» в них не нуждается. С помощью «Топаза» на глубине 35 метров в сложных горно- и гидрогеологических условиях был построен без применения спецспособов и арматуры первый в России монолитно-бетонный коллекторный тоннель глубокого заложения (монолитный пресс-бетон класса В-60, W12).

Бетонная смесь, прессуясь на грунт, заполнила в нем все трещины и пустоты, упрочнила недостаточно устойчивый массив. Никаких зазоров и осадок поверхности, следовательно, практически были исключены трещины фундаментов домов, их просадка, что чрезвычайно было важно для центрального городского района, плотно застроенного, в том числе и историческими зданиями, и важнейшими правительственными и общественными учреждениями (Совет Федерации, Союз театральных деятелей, Генпрокуратура и т. п.).

Была полностью сохранена и особенно насыщенная в этой части города сеть подземных коммуникаций. По результатам мониторинга осадки по трассе проходки находились в пределах 0-2 мм. Средние суточные скорости проходки с возведением готового тоннеля 0 4,0 м при непрерывной работе были в пределах 3 м, а эксплуатационная месячная скорость — 65 м. Разрушая юрские глины и известняки с весьма крепкими кварцевыми включениями, кремниевые валуны размером до 400-600 мм, «Топаз» образовал монолитно-бетонную, безарматурную, водонепроницаемую (до значений W = 16) и прочную (80-110 Мпа) оболочку толщиной 330 мм, оставив после себя, таким образом, уже готовый тоннель с внутренним диаметром 3,37 м с почти отполированными стенами, не нарушая нетронутую миллионами лет естественно сложившуюся окружающую породу. Не нужно было никаких дополнительных работ с обделкой коллектора, он был полностью готов для монтажа труб, прокладки различных коммуникаций.

Строительная площадка на поверхности поражала своей компактностью, малыми размерами, что также важно в городских условиях и что так непривычно по сравнению даже с западными фирмами, не создавая серьезных проблем для нормальной жизни горожан, учреждений, предприятий. Качество и свойства. Обычные тоннели в среднем уже через 5-6 лет требуют ремонта. Даже без коррозии в бетоне со временем накапливаются нарушения, вызывающие разрушительные процессы, дает себя знать и неплотность самого бетона, ведь он нагнетается с давлением 3-4 атмосферы, с ним попадает и воздух.

А здесь бетон уплотняется, такой тоннель избавлен от этих недостатков. Поскольку он обходится без армирования, металл совершенно не расходуется, коррозия ему не грозит, что тоже способствует прочности и долговечности. Без ремонта он может простоять и сто, и двести лет, надежно защищая все размещенные в нем трубопроводы и инженерные коммуникации, обеспечивая легкую доступность для ремонта, защиту окружающей среды. Даже если в нем есть какие-то микротрещины, то со временем в результате химических реакций в бетоне происходит дальнейшее их сращивание, с ликвидацией этих микротрещин тоннель не теряет качества, улучшаясь за счет общей кристаллизации бетона.

Эксплуатация такого тоннеля удобна не только по причине его долговечности, но и потому, что он совмещенный. В нем одновременно проложены трубы для тепловодоснабжения, электрокабели и другие коммуникации, даже водопроводную магистраль можно здесь проложить. В этом многофункциональном тоннеле, связанном с диспетчерскими службами, установлены датчики на газ, электричество, воду. Диспетчер управляет всем этим хозяйством нажатием кнопок пульта. Конечно, как это бывает, есть у нового метода и противники. Они отвергают пресс-бетон, ссылаясь на то, что в метро Нижнего Новгорода, где он был применен, просачивается вода.

Но там не было современных бетонов и технологий. Новая технология не терпит приблизительности, наших «обойдется» или «авось», требует высочайшей точности, тщательного соблюдения регламента. Новые отечественные технологии и техника позволили создать этот уникальный тоннель, сооружение XXI века, значительно снизить стоимость строительства, ускорить его и в то же время повысить его качество, полностью устранить прежние недостатки, что крайне важно для решения проблем жизнеобеспечения в городской инфраструктуре.

Комментировать

Ваш email не будет опубликован.Обязательные поля отмечены *

*

Прокрутить вверх